Будда Шакьямуни, принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев – реальная историческая личность, жил в Индии примерно в 5-6-ом веке до новой эры.

Он – четвертый один из тысячи Будд этого эона. Все Будды не 6ыли Буддами изначально, но были когда-то такими же существами, как и мы. Слово Будда происходит от санскритского термина «бодхи» - «пробуждение», и означает пробуждённость от «сна» неведения.

Жизнеописание Будды Шакьямуни разделяется на три этапа, первый из них – зарождение бодхичитты – устремленности к Пробуждению для избавления от страданий всех живых существ. Именно таким было состояние царевича Сиддхартхи, постигшего, что все радости круговорота бытия имеют природу страдания и потрясенного видом этого страдания людей – болезней, старости и смерти. Из великого сострадания возникла решимость освободить их от этих мучений. Для этого он покинул дворец и стал отшельником.

Второй период – это отшельничество в поисках Истины. Именно в это время был найден серединный путь буддизма, отрицающий любые крайности. Этот период завершился достижением Пробуждения. Сознание Сиддхартхи Гаутамы силой примененных практик было преобразовано в сознание Будды – существа, достигшего Пробуждения. Деятельность пробужденного существа – это третья часть жизнеописания Будды.

Пробуждение означает очищение ума от всех загрязнений и раскрытие всех внутренних достоинств. Очищение ума – это устранение трёх видов препятствий: эмоций и негативных действий; неправильных взглядов на действительность и очень тонких завес привычных тенденций. Внутренние достоинства – это изначальная мудрость, имеющая две разновидности: мудрость осознания истинной природы всех явлений – абсолютная истина; мудрость осознания видимости всех явлений – относительная истина.

Будда пришел в этот мир ради существ, блуждающих в круговороте бытия. Достигнув Пробуждения в Бодх-Гае, он затем совершил три знаменитых поворота колеса Учения. В первый период, в Варанаси, Будда повернул колесо Учения, изложив доктрину о Четырех Благородных Истинах. Он сделал это, прежде всего, в расчете на приверженцев духовной традиции слушающих (шраваков). Второй раз в Гридхракуте, он повернул колесо Учения, изложив доктрину об отсутствии самосущего бытия всех явлений. Это было сделано, в основном, в расчете на обучаемых с большими умственными способностями, приверженцев духовной традиции махаяны.

В последний период, в Вайшали, он повернул в третий раз колесо Учения, изложив доктрину о разграничении явлений, существующих истинно и не истинно. Он сделал это в основном в расчете на приверженцев духовной традиции махаяны со средними и малыми умственными способностями. Учение Будды Шакьямуни отличается от Учений других Будд тем, что оно представляет собой сочетание [методов] сутры и тантры, в то время как в большинстве других вообще нет тантры.

Само слово «буддизм» было создано европейцами в XIX веке. Буддисты не применяют этого слова, они называют свою религию просто Дхармой (в смысле Закон, Учение) или Буддхадхармой (Учением Будды).